Назад... К оглавлению раздела Далее...
B.7.1. Назначение горизонтальной и вертикальной полос прокрутки.
B.7.2. Расположение полос прокрутки.
B.7.3. Чем управляются линии прокрутки, и какие при этом могут возникнуть сложности?
B.7.4. Основные приемы работы с линиями прокрутки.
B.7.5. Дополнительные элементы линий прокрутки.
B.7.6. Элементы графического интерфейса, производные от линейки скроллинга.
Для перемещения текста в окне с помощью мыши существуют так называемые линейки скроллинга, или полосы прокрутки. Они бывают горизонтальными и вертикальными.
Размеры рабочей области окна порой значительно превосходят размер рабочей области экрана. Поэтому может случиться, что даже в распахнутом во весь экран окне не будет целиком помещаться текст или изображение, с которым работает пользователь.
Для того, чтобы просмотреть содержимое рабочей области уже в интерфейсе командной строки использовалась операция скроллинга, или прокрутки. При нажатии на определенные клавиши экран мог сдвигаться на одну позицию (символ или строку) вверх, вниз, вправо и влево. При нажатии других клавиш текст перемещался на один экран влево, вправо, вверх и вниз. С появлением WIMP - интерфейса эти же операции стали осуществляться при помощи мыши. Таким образом появились полосы прокрутки. Для прокрутки текста в окне вверх-вниз стала использоваться вертикальная, а для перемещения вправо-влево - горизонтальная линия прокрутки.
Горизонтальная полоса расположена в нижней области окна справа, а вертикальная - на правой границе области внизу. Полосы имеют две стрелки на краях полосы, собственно полосы и маркера, показывающего положение выводимого участка текста относительно его правой и левой границы - для горизонтальной полосы, или его верхней и нижней строки - для вертикальной полосы.
Линиями прокрутки можно управлять как клавишами передвижения курсора, так и с помощью мыши (правда, не всегда эти действия синхронизированы, поскольку клавиатура управляет текстовым курсором, а он не всегда перемещается линиями прокрутки.) Поэтому для гарантированного перемещения текстового курсора используйте только клавиатуру!
Приемы работы с линиями прокрутки.
Действие: поднятие на одну позицию (строку) вверх.
Реализация:
с помощью мыши: выбор кнопки "стрелка вверх" вертикальной линии прокрутки.
с помощью клавиатуры:
нажать клавишу "стрелка вверх".
Действие: переход на одну позицию (строку) вниз.
Реализация:
с помощью мыши: выбрать кнопку "стрелка вниз" вертикальной полосы прокрутки.
С помощью клавиатуры: нажать клавишу "стрелка вниз"
Действие: перемещение на одну позицию влево.
(Примечание: горизонтальная позиция - либо символ, либо группа символов фиксированного размера, например, элемент списка)
Реализация:
с помощью мыши: выбор кнопки "стрелка влево" горизонтальной линии прокрутки.
с помощью клавиатуры: нажатие клавиши "стрелка влево".
Действие: перемещение на одну позицию вправо.
Реализация:
с помощью мыши: выбор кнопки "стрелка вправо" горизонтальной линии прокрутки.
С помощью клавиатуры: нажатие клавиши "стрелка вправо".
Действие: перемещение текста на один экран вверх.
Реализация:
с помощью мыши: щелчок левой клавишей мыши на вертикальной полосе прокрутки выше маркера.
с помощью клавиатуры: нажатие клавиши PgUp.
Действие: перемещение текста на экран вниз.
Реализация:
с помощью мыши: щелчок левой клавишей на вертикальной полосе прокрутки ниже маркера.
с помощью клавиатуры: нажатие клавиши PgDn.
Действие: перемещение текста на экран влево.
Реализация:
с помощью мыши: выбрать участок слева от маркера на горизонтальной полосе прокрутки.
С помощью клавиатуры: нажатие Ctrl + PgUp.
Действие: перемещение текста на один экран вправо.
Реализация:
с помощью мыши: выбор участка справа от маркера на горизонтальной полосе прокрутки.
С помощью клавиатуры: нажать клавиши Ctrl + PgDn.
Следующее действие реализуется только с помощью мыши.
Действие: перемещение текста относительно его первоначального положения в окне
а) вверх - вниз
б) вправо - влево
Реализация:
a)перемещение маркера вертикальной полосы прокрутки вверх или вниз,
b)вращением колесика у Microsoft IntelliMouse.
c) перемещение маркера горизонтальной полосы прокрутки вправо или влево.
Ползунок (slider) позволяет (возможно, с некоторым шагом) изменять числовое значение связанной с ним величины. Для этого ползунок перетаскивается на нужное место. Вообще ползунок очень похож на линейку прокрутки, однако он отличается от нее внешним видом и отсутствием стрелок на концах.
С помощью мыши:
a) Переместить ползунок мышью, или
b) Щелкнуть мышью на шкале слева (справа) или сверху (снизу) ползунка. При этом однократный щелчок приведет к перемещению ползунка на одно деление, а нажатие и удержание клавиши обеспечивает перемещение ползунка до тех пор, пока Вы не отпустите кнопку или до тех пор, пока ползунок не достигнет позиции курсора.
С помощью клавиатуры:
Нажать клавиши "стрелка влево" ("стрелка вправо") или "стрелка вверх" ("стрелка вниз"), в зависимости от расположения ползунка.
Счетчик (spinner, spin box) является гибридом ползунка и поля ввода. Содержит поле ввода, кнопки "стрелка вверх" и "стрелка вниз", а также промежуток между ними.
С помощью мыши:
Требуемое значение можно выставить щелчками мыши по кнопкам.
Замечание автора для Windows 95/98. Если необходимо пролистать счетчик на большое число позиций назад (вперед), то необходимо:
С помощью клавиатуры:
Для изменения значения в выделенном счетчике на одну единицу можно также использовать клавиши "стрелка вверх" и "стрелка вниз".
Требуемое значение можно также набрать на клавиатуре (как в строке редактирования).
Итак, Вы познакомились с одним из важных элементов графического интерфейса - полосой прокрутки, его назначаем и правилами работы с ним. Полосы прокрутки используются во всех окнах WIMP интерфейса, а также таких элементах, как список - о нем будет сказано в следующем разделе. На основе линеек скроллинга появилось множество новых элементов, с частью из которых Вы также познакомились. Использование полос прокрутки придает графическому интерфейсу большую выразительность и удобство работы, по сравнению с интерфейсом командной строки.