Every people has right on left  
Chia ulo havas rajton sur levo  

Каждый человек имеет право на лево  
(Н. Фоменко)  

CopyLeft (L) Юрий А. Денисов  
(yudenisov)  
Все права защищены  

 

C. Форма произведения.

C.1. Акценты.

C.2. Уместность

C.3. Пропорции

C.4. Направление

C.5. Единство стиля

C.6. Контраст

C.7. Целостный образ

C.8. Сдержанность

C.9. Внимание к деталям

C.10. Индивидуальность

Как уже указывалось в разделе A.1., форма находится в диалектическом единстве с содержанием. Форма определяется содержанием. Вместе с тем форма помогает (или мешает) понять содержание произведения, делая акценты на некоторых ее частях. Здесь рассматриваются те правила построения формы, которые помогают лучше понять содержание произведения.

C.1. Акценты.

Акценты предназначены для привлечения внимания к какой-либо проблеме или какому-либо вопросу, рассматриваемому в произведении. Основной способ создания акцента —выделение участка текста (в литературном оформлении), рисунка, сцены, звука и т.п. Акцентом следует пользоваться аккуратно. Дело в том, что когда акцентом пользуются слишком часто, он теряет свою выразительность и переходит в обычный элемент стиля (причем не слишком хорошего). У дизайнеров есть такое правило: «Выделить все —значит ничего не выделить». По мнению автора, акцент должен составлять не более 20% от всего произведения (максимум 25% при использовании нескольких видов выделения).

Выделение можно осуществить:

  1.  Шрифтом (гарнитура, кегль, начертание).
  2.  Выделение размером (большой по размеру элемент невербально считается более значимым.)
  3.  Пустым пространством, полями.
  4.  Цветом (яркие цвета на рисунке привлекают внимание.)
  5.  Длительностью сцены (в театре, кино, мультипликации).
  6.  Замедлением (в музыке, ораторском искусстве).
  7.  Высотой тона.
  8.  Громкостью.
  9.  Паузой.
  10.  Шумовым и звуковым сопровождением сцен, презентаций.
  11.  Резкой сменой сцены, стиля.

Кроме выделения в качестве акцентов может использоваться повторение отдельных фрагментов произведения.

C.2. Уместность.

Уместность отдельных элементов произведения создает его гармонию. Так, в музыке нет благозвучных и неблагозвучных нот, в живописи нет “плохих" цветов и красок, элементы дизайна не могут быть хорошими и плохими, у актеров и певцов нет плохого или хорошего голоса —есть только удачное или неудачное их применение. Необходимо помнить, что форма предназначена прежде всего для передачи содержания, а не средство украшения и тем более не набор всех элементов, которые знает автор которыми он хвалится.

Основное правило уместности —это объединение в группу связанных по смыслу, эмоциям, и коммуникативным функциям элементов произведения. Расшифровываем это правило:

1. Вся служебная информация, логотипы и названия желательно оформить в виде единого блока.

2. Несколько связанных между собой по смыслу рисунков и/или фотографий стоит сгруппировать вместе —как единое целое они будут лучше смотреться.

3. В музыкальном произведении (если Вы только не пишите музыку для параноиков) сходные по эмоциональной окраске части, сольные “выступления" каких-либо отдельных артистов либо музыкальных инструментов должны идти в едином блоке. Если необходимо повторить сольные номера, их лучше повторять этими блоками.

4. При написании музыки пользуйтесь освященные веками канонами гармонии и их жанровой и стилевой интерпретации. Так, для современной музыки подходят так называемые “блюзовые” аккорды, почти не применяемые в классической музыке. Также для современной эстрады “вредно" иметь чистый, громкий, правильно поставленный голос —необходимое условие для оперных певцов.

5. Уравновешивайте цветовой баланс рисунков и картин. Постарайтесь не использовать несочетающиеся цвета, или хотя бы разносите их в пространстве.

6. При написании литературных произведений, а также статей, монографий, учебных пособий, не разносите определения по всей работе, а группируйте их в одном месте.

7. В кино - или театральной постановке, а также в мультипликации как можно реже “рвите" общую нить повествования.

8. Не допускайте «висячих» строк текста, изображений, сцен в своем произведении.

9. При съемке портретов и натюрмортов на фото снимайте группу людей или предметов “кучкой”, Оставляя слева и справа пустое пространство. Ни за что не делайте пустое пространство (“дыру”) в центре изображения (если все её края не заполнены «знаковыми» фигурами)!

C.3. Пропорции.

Размеры изображения определяются их значимостью и взаимным расположением. Так, значимая информация не должна теряться в тексте.Заголовки должны иметь ту же ширину, что и весь мелкий текст, отличаясь от него гарнитурой и кеглем. Кегль и величина межстрочного интервала должны соответствовать ширине колонок. При создании рисунка и/или фотографий обратите внимание на соотношение плана и фона. Так, при съемке портрета или натюрморта люди и предметы должны сохранять пропорции, как между собой, так и внутри себя (например —соотношение руки и головы.) Также следите за линией горизонта (она должна либо отсутствовать, либо находиться в нижней части фотографии), наклоном фотоаппарата в вертикальной плоскости (чем меньше, тем лучше), величиной диафрагмы и т.п.

При постановке драматических произведений, а также мультипликаций, смотрите, чтобы артисты, бутафория, и другие важные для понимания произведения объекты не “растворялись” в фоне и декорациях. Идеальный вариант —постановка без декораций (как в театре времен Шекспира.)

C.4. Направление.

Удачный дизайн, изображение, фото- или киносъемка, театральная постановка, мультипликация как бы “ведет” пользователя по произведению, оставаясь “невидимым” для содержания. Высшая похвала артистам и режиссерам —это когда об их игре и работе “забывают” по ходу действия постановки и вспоминают только после занавеса. Надо помнить, что у любого пользователя произведения сложился стереотип, и он ожидает увидеть логическую последовательность сцен, фактов, сюжета и т.п. Не стоит его в этом разубеждать —себе дороже будет.

При “ведении” например, читателя по произведению, следует учитывать, что документ читается слева направо и сверху вниз. Также должны идти и элементы дизайна. В литературном и драматическом произведении должны присутствовать элементы фабулы: завязка, развитие, кульминация и окончание. Именно на эту структуру должны накладываться акценты.

C.5. Единство стиля.

Стилистическая целостность создается единообразием оформления. Отчасти стилевые особенности видны уже на первой странице. Окончательное же впечатление складывается после полного просмотра произведения.

“Единство держится на деталях”, — одно из основных правил дизайнера. Автору всегда требуется поиск компромисса между стилистическим единством и многообразием элементов украшения. Стиль накладывает ограничение на размеры изобразительных элементов, длительность нот, гарнитуру и кегль шрифта, на “пустое” пространство в сцене, на странице текста и т.п. Часто эти требования мешают выражению содержания произведения. Тогда бывает необходимо внести изменения в содержание произведения. Часто также бывает, что безусловные требования стиля делает документ (сцену, фрагмент, и т.п.) излишне симметричным и предсказуемым, а следовательно, скучным. В этом случае допускается нарушение стилевого единства.

Для “оживления” стиля можно использовать повторяющиеся элементы, не несущие смысловой нагрузки: вертикальные линейки, колонки, рамки, буквицу, стилизованные рисунки. В мультипликации хороший эффект дают повторяющиеся движения актеров, повторное использование фона и т.п. (к тому же это уменьшает размеры анимированных файлов.) Стиль охватывает не только одежду и внешний вид, но и поведение актера на сцене или съемочной площадке. Поэтому при подготовке актеров необходимо развивать правильные жесты и осанку, походку актера, его посадку, движение по сцене, интонацию и произношение.

При подготовке литературного произведения необходимо уделять большое внимание разбиению произведения на части, главы, разделы и абзацы. Желательно это разбиение сделать до сочинения содержания, а уже потом скорректировать по месту.

C.6. Контраст.

Контраст придает произведению живость и привлекательность.

Контраст и единство стиля находятся в диалектическом единстве. Стилистическая выдержанность делает публикацию более удобной для читателя, а контраст помогает удержать его внимание. Однако контраст требует уравновешивания блоков с информативной нагрузкой блоками, не несущей смысловой информации и пустым местом. Поэтому удачное сочетание стиля и контраста отличает работу, сделанную на высоком уровне.

В принципе контраст основан на чередовании “черных”, “белых” и “серых” полей. В качестве “черных” полей выступают жирные заголовки текста, темные фотографии, плотные текстовые блоки, главные действующие лица на сцене, аккорды в музыке и т.п. К “белым” полям относятся поля документа, пустое пространство между блоками, фон в мультипликации, декорации на сцене, паузы в музыке и т.п. К “серым” блокам относится текст, набранный основным шрифтом, детали пейзажа, второстепенные лица на сцене и т.п.

Чисто психологически надо учитывать, что вначале обращается внимание на “черные” элементы, затем на белые и лишь в последнюю очередь на “серые” элементы изображения. Вот почему сплошной текст и забитые деталями сцены производят скучное впечатление. Однако, создавая контраст, помните о правиле уместности и пропорциональности!

C.7. Целостный образ.

При создании законченного произведения необходимо, чтобы из отдельных фактов, символов, сцен, мазков, эпизодов сложилась полная картина и появилось законченное произведение. При этом не должно оказаться ни одной лишней детали, и элементы должны гармонично сочетаться друг с другом. Для этого необходимо “видеть”, “чувствовать” свое произведение законченным, даже если Вы его не начали писать. Чтобы развить это чувство, потихоньку собирайте по отдельности элементы произведения (лучше на отдельных бумажках, фрагментах), и пишите развернутый план произведения. После некоторого времени такой работы на Вас обязательно снизойдет “озарение”, и Вы быстро закончите работу.

Важное замечание! Все авторы немножко психопаты, поэтому, наверняка, у Вас будут наблюдаться периоды “взлетов” и “падений”. Именно это чередование настроений погубило многих авторов (литературный пример —герой романа “Гений” Теодора Драйзера). Чтобы это чередование настроение не погубило Вас, продолжайте работу над произведением не смотря ни на что! Однако собственно творческую работу ведите в период взлетов, а во время плохого настроения собирайте материал и занимайтесь нудной и несложной работой. Во всяком случае, помните о кольце Соломона, на котором было написано: “Все пройдет!”

C.8. Сдержанность.

Имейте чувство меры, чаще пользуйтесь принципом поцелуя (kiss — keep it simple, stupid, — делай это проще, дурачок.) Необходимо сознательно уменьшать количество элементов украшения, чтобы сделать оформление “невидимым”. Об этом часто забывают начинающие авторы, расписывая свои работы кто на что горазд. А ведь скромность по-прежнему является добродетелью! Поэтому не используйте ничего сверх того, что Вам необходимо. Это относится и к содержанию произведения.

C.9. Внимание к деталям.

Внимание к деталям отличает опытного автора от новичка. Так русский художник Брюллов, поправляя рисунки своих учеников, лишь слегка прикасался кистью к картине. И от этого прикосновения, из-за этого “чуть-чуть” возникали настоящие шедевры! Также известны случаи, когда лишний пробел после точки или “висячая строка” портили весь вид работы, вполне приличной в остальных отношениях.

В литературном творчестве внимание к деталям —это прежде всего орфография, пунктуация, согласование словосочетаний и построение предложений. Предложения не должны быть слишком сложными. Необходимо также проверять словосочетания и описки —современные программы проверки орфографии не находят таких ошибок. В тексте все ссылки на разделы, формулы, рисунки, фотографии, графики и таблицы не должны “провисать”. Следите за этим.

Постарайтесь при оформлении произведений пользоваться требованиями ГОСТ или другими стандартами на размер листа, ширину полей, гарнитуру по умолчанию, способами оформления ссылок на литературу и т.п. Положив эти данные единожды в компьютер, можно забыть о ручной работе по соблюдению единства стиля.

C.10. Индивидуальность.

Итак, мы познакомились с основными слагаемыми формы произведения. Однако при буквальном применении этих принципов произведения всех авторов были бы скучны и похожи друг на друга. Но этого не происходит на самом деле. Как гласит основное правило дизайнера: “Нет такого правила, которое нельзя нарушить”. Но, нарушая веками сложившиеся каноны, автор должен понимать, что и для чего он это делает. Наиболее часто правила нарушаются, когда автору необходимо показать свою индивидуальность.

Яркая индивидуальность притягивает потребителей произведения. Так, Дейл Карнеги приводит пример из своей молодости. Когда он начинал писать свои книги, он взял за образцы четырех известных в то время литераторов, и скомпоновал из них свой стиль, выкинув “недостатки” этих авторов и оставляя только достоинства. Таким способом Дейл рассчитывал стать самым безупречным и популярным писателем. Однако эта затея провалилась: читатели предпочитали читать оригиналы, а его работы просто не замечали. Только тогда Дейл понял, что у его “образцов” не было плохих и хороших качеств - они выражали в своих произведениях свою личность, со всеми ее достоинствами и недостатками. После этого урока Дейл стал выражать в книгах свое собственное “Я”, и приводить поучительные примеры о знаменитых людях, которые достигли успехов только показав свою индивидуальность.

Индивидуальность выражается деталями: какие и насколько часто автор употребляет слова, с какой гарнитурой он предпочитает работать, какой шрифт выбирает для заголовков, как и где он делает акценты и т.п. Однако автор этой книги хочет предупредить, что, выражая свою индивидуальность, не показывайте свою безграмотность. Ему не раз приходилось видеть “пестрые” служебные записки, картины с множеством второстепенных изображений, в которых не видно главного, очерки с нагроможденными друг на друга фактами. При этом авторы этих работ утверждали, что это “их стиль”. А по мнению автора — это безвкусица, эклектика и безграмотность.

К предыдущей странице   К содержанию   К следующей странице...

 

Гостевая книга Обсуждение работы в блоге. Отправить E-mail Автору проекта.

В настоящее время проект закрыт (в версии 0.3.0 alpha) Автор приносит извинения за прекрашение разработки.

Hosted by uCoz