D.4.1. Заголовки.

Заголовки несут в себе наибольшую коммуникативную функцию. Они служат следующим целям:

  1. Сообщают читателю о назначении последующих абзацев.
  2. Кратко раскрывают их смысл.
  3. Разрабатывают и систематизируют материал.
  4. Привлекают внимание читателей к Вашим статьям и рекламным материалам.

Именно по заголовкам люди решают, стоит ли вообще читать данный документ. Поэтому стоит делать заголовки как можно короче, чтобы они быстро читались и были понятны. Именно краткость делает заголовки выразительными. Если же нужно в заголовок поместить длинную фразу, необходимо выделить в заголовок (название) одно-четыре слова, а пояснение к ним "упрятать" в подзаголовок.

Обращать на себя внимание может только та публикация, где заголовок четко отделять от основного текста. Для этого заголовки можно выделить:

Рассмотрим каждый из этих способов поподробнее.

Изменение кегля шрифта.

Это обязательное отличие шрифта заголовка от шрифта основного текста. Увеличение кегля шрифта сразу изменит контраст документа, делая заголовок более заметным. Это изменяет также пропорции в документе, привлекая внимание читателя к заголовку.

Иногда выделение заголовка кеглем и вообще шрифтами невозможна (например, для машинописных документов). В этом случае необходимо использовать все остальные способы выделения заголовков.

Изменение насыщенности шрифта.

Как правило, изменение кегля шрифта в заголовках больше меняет пропорции, чем контраст публикации. А поскольку внимание привлекается в основном к высококонтрастным публикациям, то изменение одного кегля бывает недостаточно. Обычно (в публикациях в классическом стиле) для повышения контраста вполне достаточно изменить начертание и/или 1насыщенность шрифта. Под начертанием понимается нормальный, полужирный, курсивный и полужирно-курсивный вид шрифта в пределах одной гарнитуры. Под насыщенностью же автор понимает широкую затемненную, облегченную светлую, "зауженную" и другие гарнитуры из некоторого семейства гарнитур. Поскольку заголовки -- это, безусловно, "черный" элемент публикации (по сравнению с "белыми" полями и "серым" текстом), то при выделении заголовков необходимо увеличить в ней черную составляющую, выбирая широкие, насыщенные и жирные шрифтовые комбинации. Применение же полужирно-курсивного начертания и других эффектов повысит "неформальность" публикации. Применение же "зауженных" ("condensed"), светлых и курсивных гарнитур в заголовках нежелательно, кроме случаев, когда в публикации избыток иллюстраций (тоже "черных" элементов), и заголовки следуют сразу за иллюстрациями. В этом случае контраст сохраняется, но документ в целом выглядит более светлым, а значит привлекательным. Вообще "легкие" ("light") гарнитуры лучше использовать в обобщениях и подзаголовках.

Изменение гарнитуры шрифта.

Это наиболее простой и кардинальный способ выделения заголовков. Если гарнитура основного текста и заголовков отличаются кардинально -- как можно сильнее (яснее) обозначить контраст?! Однако, применяя этот способ , важно думать об уместности той или иной гарнитуры. Лучше всего следовать следующим правилам при выборе гарнитуры:

  1. Не смешивайте моноширинные и пропорциональные гарнитуры. Ничто так не раздражает глаз, как использование пропорционального шрифта (типа Arial, Times) вместе с моноширинными (Courier, ER Kurier, a_Typer), особенно когда моноширинный шрифт преобладает. Вообще, по мнению автора, моноширинный шрифт -- "неизбежное зло" при развитии печатных технологий, унаследованный от алфавитно-цифровых терминалов и пишущих машинок. Поэтому моноширинный шрифт имеет специальное применение, и его использование в повседневных публикациях следует ограничить.
  2. Очень хорошо, когда заголовки выделяются рубленной гарнитурой (San Serif), в то время как основной текст набирается шрифтами с засечками. Идеальное сочетание, используемое в современных компьютерах -- это следующие сочетания "Гарнитура текста/гарнитура заголовка":
  3. Для неформальных публикаций также приветствуется сочетание "гарнитура с засечками с курсивным начертанием/"декоративный шрифт", например "Peterburg Italic"/"Popular Script" и другие.

Отбивки заголовка.

Если заголовок расположен внутри полосы, можно и нужно выделять заголовки (а точнее -- блок заголовка) отбивками -- отступами сверху и снизу. При этом помните, что заголовок относится к тексту, раскрывает его смысл, а не существует сам по себе. Поэтому верхняя отбивка заголовка должна быть больше (приблизительно в два раза), чем нижняя.

Производя верстку, избегайте "провисающих" заголовков, то есть заголовков, за котором нет или за котором мало (меньше трех-четырех) строк. Такие заголовки раздражают глаза. Для их исправления несколько измените дизайн; как крайняя мера -- перенесите заголовок на другую полосу, оставив пустое место.

Изменение способов выравнивания текста.

Это мощный способ привлечения внимания к публикации. Здесь контраст создается не путем изменения баланса черного и серого в документе, а путем изменения "порядка следования взгляда" при чтении документа. Обычно (по крайней мере, у европейцев и американцев) при чтении документа взгляд следует слева направо и сверху вниз. Если же эта последовательность нарушается, в месте, где взгляд "спотыкается" он останавливается. На этом и основано выделение заголовков изменением выравнивания.

Существуют некоторые правила "сочетания" изменения выравнивания (типа "выравнивание абзаца/выравнивание заголовка"). Приведем некоторые из них:

При использовании выключки вправо либо центрирования строк помните, что в этом случае заголовок е может занимать 1более двух, в крайности -- трех строк. Это связано с тем, что после прочтения первой строки заголовка (слева направо) взгляд перескочит на следующую строку, и, не найдя его слева -- "собьется" и будет искать следующую строку. При этом наблюдается нарушение восприятия текста при чтении, что вначале взбадривает, а затем тормозит нервную систему, ухудшая процесс понимания. Замечания о центрировании текста относятся не только к заголовкам, но и вообще к тексту. Общее правило: не размещайте более трех подряд выровненных по правому краю либо центрированных строк!

Перемещение заголовка с полосы на другое место.

Наряду со шрифтовым выделением это -- самый эффективный способ привлечения внимания к заголовку. При этом заголовок можно перенести:

К сожалению, этот способ не используется в малобюджетных публикациях и сборниках, где, во-первых, экономиться место на бумаге, а во-вторых, вся работа по оформлению статьи ложится на автора. Поэтому, прежде чем публиковаться в таких изданиях, Вы должны выяснить все вопросы, касающиеся оформления статьи, и прежде всего -- способов организации заголовков.

Выделение заглавными буквами или капителью.

Иногда на часть или на все из вышеперечисленных видов этих выделений заголовка накладываются ограничения. Например, Вы набираете объявление на пишущей машинке. Однако и здесь можно выделить заголовки. Перечислим эти способы.

 

Назад...   К оглавлению раздела   Далее...

Hosted by uCoz