Как утверждается в разделе B.1., очерк носит описательный характер. В нем нет героев произведения, фабулы, следовательно, невозможны диалоги и образы. Все, что автор может использовать -- это описания, характеристики и монологи от имени автора. Очерк как бы "привязан" к автору и его мыслям.
Характеристика является важнейшим элементом любого очерка. Для выражения мыслей автора она незаменима. Характеристику предметов или событий автор может дать от своего имени и от имени своих оппонентов. Ее можно (и даже нужно!) применять во всех задействованных в очерке сюжетных темах, раскрывая их таким образом.
В очерке допускается использование несколько следующих подряд характеристик, если они относятся к разным темам.
Монолог в очерке возможен только от имени автора. Этим очерк отличается от новеллы, где монолог возможен от имени любого персонажа. Также монолог автора в очерке выражает в большей степени чувственное отношение автора к событиям, чем его смысловое наполнение.
В отличие от новеллы основное повествование в очерке ведется от имени автора, и только в третьем лице. В очерке возможно также выражение точки зрения других участников описываемых событий, но она дается в третьем лице и в редакции автора. Следовательно, в очерке невозможно создать и раскрыть образы персонажей. Очерк обычно пишется на основе реальных событий. Поэтому изложение ведется либо исходя из документов, либо автор является соучастником событий, либо очерк основан на воспоминаниях очевидцев. По этому критерию к очеркам относят интервью, о котором написано в разделе B.3.