Похожие сайты…

 

B. Основы WIMP — интерфейса

Содержание

B.1.1.1. Курсор в технологии командной строки

С возникновением технологии командной строки появилась необходимость указывать, в каком месте на экране дисплея будет отображаться символ, введённый с клавиатуры. Дело в том, что в отличие от пакетной технологии, команды в технологии командной строки формируются и выполняются с терминала. При этом порядок запуска программ на выполнение, вообще говоря, произвольный. Приведём следующие разъяснения.

При пакетной технологии команды считывались последовательно, перфокарта за перфокартой, символ за символом. На терминале же можно набрать на клавиатуре и запустить последовательно три команды, затем вернуться к первой, изменить её и затем снова запустить. Это очень удобно, однако при изменении старой команды необходима возможность редактирования строки текста. При редактировании строки на «старый» вид строки «накладывались» вновь введённые символы. Чтобы видеть, в какую часть строки будет выводиться символ, набранный на клавиатуре, появился специальный знак — курсор (cursor).

В интерфейсе командной строки курсор представляет собой мигающий прямоугольник, на месте которого появлялся символ, вводимый с клавиатуры. При этом курсор смещался вправо. Ввод символа происходил либо в режиме ВСТАВКИ (Insert), когда при своём перемещении курсор «раздвигал» старый текст, вписывая в пустое место набранные на клавиатуре символы, либо в режиме ЗАМЕНЫ (Overwrite), когда новые символы заменяли («затирали») старые.

Таким образом, курсор обозначал позицию ввода текста.

B.1.1.2. Курсор в графическом (в частном случае, в WIMP) интерфейсе.

В WIMP - интерфейсе значение курсора и его смысл несколько изменился. Поскольку в WIMP - интерфейсе действия происходили над ОБЪЕКТАМИ, то объекты необходимо было выделять (select), перемещать (move), захватывать (capture) и производить другие действия. Однако чтобы что-либо сделать с объектом, на него необходимо указать (point). Для этого необходим графический указатель (graphic pointer). В качестве этого универсального указателя стал использоваться ГРАФИЧЕСКИЙ КУРСОР (graphic cursor). В операционной системе Windows корпорации Microsoft (и не только в ней) в качестве универсального графического указателя стал использоваться мышиный курсор (mouse cursor).

B.1.1.3. Какие бывают курсоры?

Как следует из указанного выше, курсоры бывают «текстовыми» и «мышиными», или «графическими».

Текстовый курсор в графическом интерфейсе обычно представляет собой мигающую вертикальную черту, в позицию справа от которой вводится текст. В отличие от текстового курсора в командной строке, его можно перемещать не только с помощью клавиатуры, но и мышью. В некоторых элементах графического интерфейса текстовый курсор представляет собой рамку или выделенный текст.

При передвижении мыши по поверхности стола на экране дисплея одновременно и вслед за ней перемещается стрелка, прямоугольник или какая-либо другая фигурка, называемая графическим курсором.

Этот курсор обязательно «указывает» (point) на одну из точек экрана — ту, к которой направляются действия оператора. На какую именно точку указывает курсор, надо определить опытным путём: обычно это один из острых краёв курсора. У стрелки это верхний левый её конец, то есть остриё. На любой объект на экране можно указать мышью, то есть подвести курсор мыши к одной из внутренних точек объекта.

B.1.1.4. Особенности курсоров

Большинство курсоров имеют следующие особенности:

а) они чёрно-белые;

б) они меняют цвет закрытых ими символов и рисунков на дополнительный (чёрный на белый, синий на красный и так далее), то есть наблюдается инверсия цвета;

B.1.1.5. Резюме

Итак, курсор на экране дисплея — это специальный знак (не являющийся символом), указывающий место на экране дисплея, куда будет направлена операция манипулирования с текстом (текстовый курсор) или с графическим объектом (в WIMP - интерфейсе).

Курсоры бывают только двухцветными, причём их цвет инвертируется при указании на объект.

На рисунке B.1. показаны типичные мышиные курсоры Microsoft Windows 98.

Основные графические курсоры в Windows 98

а)                         б)                          в)

Рис. B.1. Основные курсоры манипуляторов в Microsoft Windows 98:
а) Основной указатель б) Windows в фоновом режиме в) Система занята

B.1.2. Действия при помощи мыши

B.1.2.1. Как работать мышью в графическом интерфейсе?

Как уже указывалось выше, в WIMP - интерфейсе существует мышиный курсор, который указывает на объект и передвигается при помощи мыши. Однако если бы мышью можно было бы лишь передвигать курсор, от этого устройства было мало толку. Однако на мышке находятся, по крайней мере, две кнопки, с помощью которых над «указанными» объектами можно осуществлять различные операции. Рассмотрим их поподробнее.

B.1.2.2. Расположение и назначение органов управления на мышке.

Обычная мышь, удовлетворяющая спецификации Microsoft Mouse, имеет две клавиши — левую и правую. У некоторых мышей присутствует третья клавиша, расположенная посередине. У других мышей вместо третьей клавиши (или в дополнение к ней) находится колёсико.

Нажатие на среднюю клавишу обычно эквивалентно одновременному нажатию на левую и правую клавишу мыши. Колёсико служит для управления линейками прокрутки (смотри линейки скроллинга).

Основной клавишей мыши является первая (левая) клавиша. Значимость второй, правой, клавиши в WIMP - интерфейсе гораздо ниже. Однако левую клавишу удобно выбирать основной, только если Вы — «правша». Если Вы — «левша» и держите мышь левой рукой, то для Вас значительно удобнее назначить основной именно правую, а не левую клавишу мыши. И драйвер мыши предоставляет эту возможность. Однако автор считает, что большинство пользователей — это «правши», поэтому под левой клавишей мыши будет подразумеваться основная, первая клавиша. Для «левшей» под «левой клавишей» мыши будет подразумеваться наоборот, правая клавиша (а под правой — левая клавиша).

Подробнее об устройстве и назначении манипулятора «мышь» смотри проект: «Самые начала…».

B.1.2.3. Какие простейшие действия можно осуществить при помощи мыши?

При пользовании мышью её клавишами можно:

а) «щёлкнуть» (click) — быстро нажать и отпустить клавишу мыши;

б) «дважды щёлкнуть» (double click) — два раза, с промежутками менее 0.3 секунды нажать и отпустить клавишу мыши (потренируйтесь!);

в) «нажать» (press) — комментариев не требуется;

г) «отпустить» (down) — то же;

Термин «перевести курсор мыши» (move the cursor) означает, что мышь без нажатия клавиш просто передвигается в другое место. При этом изменяется положение курсора мыши, а сам он не должен менять формы, если это не оговорено отдельно. Так перемещение курсора не влияет на объекты на экране.

B.1.2.4. Что означают термины «выбрать», «открыть» и «переместить» при работе с мышью?

Иногда при работе с мышью требуется комбинация нескольких действий (нажатие клавиши и передвижение курсора, например). На более устойчивые из этих действий с объектами имеют свои названия. Некоторые устойчивые сочетания, взятые в качестве стандарта в WIMP - интерфейсе, подверглись пересмотру под воздействием World Wide Web (гипертекстовых Интернет - технологий). Поэтому после названия сочетаний клавиш будут указаны названия «стандартный WIMP» и «WWW», подразумевая под этим различные спецификации на интерфейс. Следует отметить, что WWW - интерфейс реализован в основном в браузерах Интернета. Поддержку WWW-интерфейса осуществляют также операционные системы Microsoft Windows 98, Microsoft Windows 2000 и Microsoft Windows 8.

Примечание: схожим с WWW интерфейсом персональных компьютеров является интерфейс «Metro» в Windows 8, а также все интерфейсы планшетных компьютеров.

Таким образом, объект можно мышью:

а) «выбрать» (choose) — указать мышью на объект и щёлкнуть левой клавишей мыши (стандартный WIMP), или просто указать на объект (WWW - при этом курсор сменит форму);

б) «открыть» (open) — указать на объект и дважды щёлкнуть левой клавишей мыши (стандартный WIMP), или указать на объект и щёлкнуть левой клавишей мыши (WWW);

в) «переместить» (move)перемещение курсора при нажатой левой клавише. Это весьма специфическое действие, так как обычно оно сопровождается визуальным эффектом на экране: курсор как бы «тянет» за собой объект. Освобождение объекта производится путём отпускания левой клавиши мыши; при этом объект фиксируется в месте, куда указывает курсор (стандартный WIMP и WWW);

B.1.2.5. Резюме

Вы познакомились с назначением клавиш мыши в WIMP - интерфейсе, узнали, какие действия можно выполнить при помощи мыши.

Также Вы познакомились с устойчивыми «сочетаниями действий» при работе с мышью: «выбрать», «открыть» и «переместить» объект, а также различие в реализации этих действий в стандартных WIMP и в WWW - интерфейсах.

B.1.3. Действия на сенсорном экране

B.1.3.1. Особенности работы с сенсорными дисплеями

В операционных системах «Android», «iOS», «Windows 8» внедряется новая технология WIMP интерфейса — «сенсорная». В этой технологии, как таковой, нет курсоров и окон, не нужна мышь и клавиатура. Нужны только ваши пальцы. Эта технология ещё до конца «не устоялась», на неё нет общепризнанного стандарта, но с некоторыми общими вопросами работы с ней автор готов ознакомить читателя прямо сейчас.

B.1.3.2. Какие простейшие действия можно совершить при помощи пальцев?

С помощью пальцев можно осуществить следующие действия:

  1. «Слегка коснуться пальцем» нужного элемента управления (не более 0,1 секунды). Этим касанием фокус ввода перемещается на выбранный элемент. Это жест не является основным, поскольку после выбора элемента с ним нужно произвести различные действия;
  2. «Открыть пальцем» нужный элемент управления, или произвести запуск приложения. Необходимо удерживать палец на значке менее 1 секунды. Это основной жест сенсорной технологии;
  3. «Пролистывание» экрана или рабочей области. Осуществляется перемещением пальца по экрану после «касания» одного из его элементов;
  4. «Захват пальцем» объекта. Осуществляется путём длительного (более 1,5 секунды) удержания пальца на объекте. После «захвата» объекта его значок сменит цвет. Такой жест в чём-то аналогичен щелчку правой клавишей мыши;
  5. Чтобы отменить захват объекта надо отпустить палец и подождать ~1,5 секунд;
  6. «Перемещение пальцем объекта». Просто перемещайте захваченный объект пальцем по экрану. В этом случае, в отличие от жестов, описанных в пунктах 2 и 3, перемещается объект, а не экран;
  7. «Вытягивание» окна или экрана. Осуществляется касанием и движением пальца с одной стороны экрана на противоположную сторону. Значение этого жеста различно для разных операционных систем;
  8. «Увеличение», «уменьшение» размеров, «поворот» объекта — работает только на сенсорных экранах с поддержкой технологии Multitouch («мультитач», с возможностью касания более чем одним пальцем). Конкретную реализацию этих жестов смотри в инструкции к Вашему устройству. Основные же жесты: «уменьшение масштаба» — касание двумя пальцами экрана и их сведение; «увеличение масштаба» — касание двумя пальцами экрана и их разведение в противоположные стороны;

B.1.4. Жесты на сенсорной панели

B.1.4.1. Что такое сенсорная панель?

Сенсорная («тачпад») панель представляет собой плоскую поверхность на ноутбуке непосредственно перед клавиатурой. Она предназначается для замены или дублирования жестов мыши. Перед этой панелью расположены две клавиши, соответствующие левой и правой клавишей мыши.

Работать с сенсорной панелью не очень удобно, нужно привыкать. Но если отсутствует ровная поверхность, на которой можно расположить мышь, вариантов у Вас остаётся мало.

B.1.4.2. Жесты при помощи сенсорной панели

При помощи сенсорной панели можно осуществлять следующие действия:

  1. «Перемещение курсора» — производится путём нажатия пальца на сенсорную панель и движения пальца по панели. В результате по экрану перемещается графический курсор. Соответствует обычному перемещению мыши по коврику;
  2. «Хлопок» — производится быстрым нажатием и отпусканием (около 0,3 секунды) пальца по сенсорной панели. Соответствует обычному щелчку мыши;
  3. «Двойной хлопок» — производится двойным нажатием и отпусканием пальца (см. предыдущий пункт) с промежутком 0,3 секунды. Соответствует двойному щелчку левой клавишей мыши;
  4. «Полуторный хлопок» — производится путём быстрого (около 0,3 секунды) нажатия, отпускания, повторного нажатия и удержания пальца на сенсорной панели. Соответствует перемещению мыши при нажатой левой клавиши мыши;
  5. «Хлопок двумя пальцами мыши» — производится быстрым нажатием и отпусканием (около 0,3 секунды) сенсорной панели двумя пальцами. Соответствует щелчку правой клавишей мыши;
  6. «Хлопок тремя пальцами мыши» — производится быстрым нажатием и отпусканием (около 0,3 секунды) сенсорной панели тремя пальцами. Соответствует щелчку средней клавишей мыши;
  7. «Движение пальца вверх-вниз по правой стороне сенсорной панели» (работает не на всех сенсорных панелях) — вызывает прокрутку вниз-вверх рабочей области окна приложения. Соответствует прокручиванию колёсика мыши;

С помощью специальных драйверов и программ управления сенсорной панелью число возможных жестов можно расширить.

B.1.4.3. Резюме

Как Вы можете видеть, использовать сенсорную панель можно, даже не нажимая её левую и правую клавишу. Однако сенсорная панель заменяет именно мышь, а не сенсорный экран. Поэтому количество жестов на ней значительно меньшее, и все из них можно осуществить при помощи мыши. Более подробную информацию о сенсорной панели можно прочитать в выпуске «Самые начала…».

B.1.5. Жесты на графическом планшете

B.1.5.1. Что такое графический планшет как устройство ввода?

Графический планшет состоит из двух принадлежностей — собственно планшета (доски) и стилуса. «Доска» представляет собой покрытый электрочувствительным слоем поверхность, по размеру соответствующий формату бумаги А6, A7 или B7. Кроме этого, на «доске» есть специальные области, которые при выборе их стилусом подают компьютеру специальные команды. Стилус же немного напоминает авторучку с чувствительным элементом на конце ручки (соответствует левой клавиши мыши) и на торце (соответствует правой клавишей мыши).

Графический планшет появился намного раньше мыши, сенсорных экранов и т.п. Им не очень удобно работать в повседневной жизни (мышь держать в руке намного удобнее), но он до сих пор является главным инструментом дизайнера, фотохудожника и других людей, профессионально «рисующих на компьютере». Для этих целей в дорогих планшетах и планшетах средней ценовой категории присутствует датчик нажатия стилусом на планшет, что намного упрощает процесс рисования на компьютере, делая его более похожим на рисование на бумаге.

Однако ниже автор будет рассматривать работу только с недорогими планшетами (стоимостью до 1,5 тысячи рублей в ценах 2012 года).

B.1.5.2. Жесты при помощи графического планшета

С помощью графических планшетов можно подать следующие жесты:

  1. «Перемещение стилуса по поверхности доски, не касаясь её, на расстоянии меньше 5 миллиметров». Это самый сложный жест с точки зрения обучения пользователя, и самый важный с точки зрения приёмов работы. При передвижении стилуса одновременно и синхронно с ним передвигается графический курсор. Этот жест соответствует простому перемещению мыши по коврику, без нажатия на какую-либо клавишу;
  2. «Перемещение стилуса (вместе с его нажатием) по доске». Это самый простой жест. Он аналогичен перемещению мыши при нажатой левой клавиши мыши;
  3. «Быстрое (0,3 секунды) нажатие и поднятие стилуса с доски». Соответствует щелчку левой клавишей мыши или хлопку по сенсорной панели;
  4. «Двойное нажатие и поднятие стилуса с доски». Соответствует двойному щелчку левой клавишей мыши или двойному хлопку пальцем по сенсорной панели;
  5. «Нажатие на боковую кнопку на стилусе». Соответствует нажатию на правую кнопку мыши или щелчку двумя пальцами по сенсорной панели. Данный жест, как правило, вызывает контекстное меню объекта;
  6. «Нажатие на специальные области на доске» — осуществляет специфические для каждого планшета действия, типа открытия меню «Пуск», вызов диалогового окна выбора кисти в Photoshop и т.д. Специальные области располагаются по краям планшета, вне зоны рисования, и отображаются в виде кнопок. Конкретное расположение этих кнопок и их назначение смотрите в описании к Вашему планшету.