Every people has right on left  
Chia ulo havas rajton sur levo  

Каждый человек имеет право на лево  
(Н. Фоменко)  

CopyLeft (L) Юрий А. Денисов  
(yudenisov)  
Все права защищены  

 

D. Фактор времени.

D.1. Новизна содержания

D.2. Преемственность содержания и формы

D.3. Чувство времени

D.3.1. Эволюция стиля во времени

D.3.2. Постмодерн

D.1. Новизна содержания.

Каждое произведение пишется для того, чтобы передать информацию от автора к читателю (зрителю, посетителю), т.е. выполняет коммуникативную функцию. Естественно, что потребитель произведения ожидает увидеть в произведении новую информацию. Из этого, конечно же, не следует, что мысли автора должны быть полностью оригинальны, а текст написан "с чистого листа". Как уже говорилось выше, информацию для своего произведения автор черпает из своих знаний, переживаний, собственного жизненного опыта, своих мыслей и т.п. А это, в свою очередь, в основном берется из других произведений либо из контактов автора с другими людьми. Боле того, во времена Шекспира допускалось использовать полностью текст, сюжет и композицию произведения других авторов в своих произведениях (т.е. осуществлять так называемый плагиат).

В наше время, конечно же, отношение к плагиату совсем другое. Плагиат считается серьезным нарушением авторских прав, и преследуется по закону. Таким образом, изначально считается, что автор вложил в свое произведение оригинальные мысли.

Оригинальными могут быть не только мысли, родившиеся в мозгу автора. Кроме мыслей, оригинальными могут быть и чувства, посетившие автора произведения, и свое видение проблем, поднятым другим автором в своем произведении. И если в них есть что-то новое, ранее никем не испытанное, не написанное и не озвученное, то автор не только может, но даже ДОЛЖЕН выразить это в своем произведении и донести это до широкой общественности. Ведь каждое новое произведение прибавляет (по крайней мере, должно прибавлять) новые знания в копилку всего человечества. Именно для этого пишется большинство произведений.

Таким образом, в своем произведении автор должен создать что-то свое новое, никем до него не произведенное, оригинальное творение. И чем больше этого оригинального в его произведении, тем ценнее оно будет для человечества.

D.2. Преемственность содержания и формы.

Произведения создаются авторами в определенное время, поэтому не могут не отражать "дух времени". Авторы общаются с другими людьми, живущих в его время, и это также отражается на его произведении.

Очень часто одно произведение пишется в то же время по мотивам другого. В этом случае преемственность непосредственная. Опосредственная преемственность - это когда произведение пишется на основе жизненного опыта и знаний человека, жившего в то время. В разделе D.3.1. показана эволюция стилей по времени. Можно отметить, что авторы, даже жившие в разных странах и использующие разные манеры, писали схожие произведения (см. раздел D.3.)

Однако если смотреть эволюцию стилей за большой период времени (2500 лет), можно получить некоторую синусоиду (циклы) в роскоши и помпезности стиля. Эти циклы приводятся в таблице D.I.

Таблица D.I. Циклы "роскошь - аскетизм" в стилях Европы.

Стили

Положение на синусоиде

Древнегреческий

Аскетизм

Древнеримский

Роскошь

Романский

Аскетизм

Готика

Роскошь

Ренессанс

Аскетизм

Барокко

Роскошь

Классицизм

Аскетизм

Эклектика

Роскошь

Модерн

Аскетизм

Постмодерн

Роскошь

Эти циклы отражают настроения людей на определенном этапе истории. Следует заметить, что каждый новый стиль не отрицал предыдущий, а заимствовал из него лучшие достижения и несколько менял акценты.

Итак, мы выяснили влияние фактора времени на произведения, их зависимость от социальной обстановке в стране и жизненного опыта авторов, узнали о "цикличности" стилей. Далее автор расскажет, как менялось "чувство времени" в различных эпохах.

D.3. Чувство времени.

Разные произведения, созданные в разных странах разными авторами, часто имеют между собой очень большое сходство. В качестве примера можно назвать сходство японской шелкографии середины XVI века и иконами Андрея Рублева, созданные примерно в то же время. Несмотря на разные страны, в которых жили авторы, на различие стилей, техник, вообще всего, что, казалось бы, может быть, в этих изображениях есть сходство цветовой палитры, выражения лица, впечатления, оставленных после себя этими картинами.

Еще более хрестоматийным является пример одновременного сочинения музыкальных произведений. В конце XIX века в Стокгольме жил один профессор консерватории, который имел множество учеников. Однажды он музицировал, и предложил своим ученикам прослушать фортепьянное произведение, написанное им на прошлой неделе. После проигрывания им этого произведения один из учеников заметил, что то же самое произведение написал П.И. Чайковский месяц назад, и даже обещал принести ноты. После того, как ноты были принесены и сверены, профессор долго извинялся перед учениками, однако ни он, ни ученики не знали, как могли совпасть эти произведения до ноты, если авторы нигде не пересекались и не могли раньше слышать произведения друг друга... При всей таинственности и неправдоподобности этого рассказа он имеет простое объяснение: эти два композитора жили в одно время, были в курсе музыкальных течений, общались с одними и теми же композиторами. Проще говоря, они были воспитаны на одной музыке, одинаково ее чувствовали, поэтому смогли одинаково выразить "возникшие" у них в голове мелодии.

Это еще раз доказывает, что авторы произведения, живя в определенное время, пропитанные его духом, просто не могут создавать свои произведения вне того стиля, господствующего в его время. Более того, любое подражание старым авторам, копирование произведения или "духа" того времени, будет выглядеть для современников, мягко выражаясь, нелепо. Также можно с определенностью сказать, что все попытки "уйти" автора от времени в своих произведениях, путем высказывания абсолютно новых, никогда не высказанных раньше мыслях, манере произведению, приведет его к созданию очередного "экстремального"направления все в том же господствующем стиле. Этим, в частности, объясняется тот факт, что все попытки авторов выйти за ограничения постмодернизма приводит к созданию очередного направления в постмодернизме. И этого не избежать - в настоящее время можно творить либо в модернистском, либо постмодернистском стиле - такой расклад сложился на начало XXI века. Таково "чувство времени" наших современников.

 

D.3.1. Эволюция стиля во времени.

D.3.1.1. Стили древних цивилизаций

D.3.1.2. Стиль Древней Греции

D.3.1.3. Стиль Древнего Рима

D.3.1.4. Стили средних веков в Европе

D.3.1.4.1. Романский стиль

D.3.1.4.2. Готический стиль

D.3.1.4.3. Ренессанс

D.3.1.4.4. Барокко

D.3.1.5. Стили нового времени

D.3.1.5.1. Классицизм периода Просвещения и Империи

D.3.1.5.2. Эклектика, романтизм, реализм

D.3.1.5.3. Модерн

Далее...

D.3.1.1. Стили древних цивилизаций.

Сразу следует отметить, что вплоть до XVI века искусство (по крайней мере, в большинстве случаев) служило целям религии. Это тем более верно для цивилизаций Древнего Египта и Вавилона. Все инженеры, ученые, художники, скульпторы и т.п. в Древнем Египте были жрецами (служителями культа).

На формирование искусства древних цивилизаций оказали влияние два фактора. Первый фактор - весьма ограниченные научные знания о природе, в частности химии и физике. Вследствие этого использовались только те материалы, которые давала природа, и которые можно было получить с помощью огня и воды. Вместе с тем действовал противоположный фактор - наличие свободного времени у незначительной массы населения. Так, по закону жрецам запрещалось вести полевые работы, участвовать в войнах, вести разгульную жизнь. Поэтому все время жрецов было занято служению своему божеству, а реально - самоусовершенствованию. Таким образом, в Древнем Египте получали развитие технологии, которые в своей массе остаются в тайне для нашего времени!

Эти два фактора, действующие одновременно, привели к тому, что в искусстве древних цивилизаций явно проявилось то, над чем бьются наши современники - сочетание простоты художественных средств выражения и глубины смысла. Так, на рисунках в гробницах использовалось немного красок, но эти рисунки рассказывают о правлении личностей, похороненных в них. Сама письменность в Древнем Египте основывалась на рисунках, и до сих пор она полностью не разгадана.

То же относилось и к архитектуре. Из глины и каменных блоков создавались пирамиды, величественные храмы со многими колоннами и даже арки (Древний Вавилон). Многие из архитектурных сооружений дожили до наших дней, хотя им исполнилось 4000 лет.

В то же время следует сказать, что древние авторы не могли создавать "объема" в своих изображениях. Все рисунки были плоскими. Скульптура находилась в зачаточном состоянии. Искусство передавать объем изображениям появилось в Древней Греции, развилось в Древнем Риме, было забыто в средние века, и стало возрождаться в Ренессансе и окончательно восстановилась во второй половине XIX века.

Таким образом, стили древних цивилизаций обладали простотой, неприхотливостью, отсутствием украшающих деталей и обладал наилучшей (вплоть до Нового времени) выразительностью.

D.3.1.2. Стиль Древней Греции.

Искусство Древней Греции считается одним из самых ярких в истории человечества. Наши предки восхищались и наши современники до сих пор восхищаются прекрасными статуями, величием афинского Акрополя, стихами Гомера, а многими изобретениями древних греков мы пользуемся до сих пор.

В Древней Греции зародились науки о природе и человеке, В этот период родилась философия, физика, астрономия, медицина, логика, из математики выделилась геометрия и алгебра. Прогресс в науках шел вместе с прогрессом в технике, быту, дал толчок развитию различных технологий. Древние греки обрабатывали железо и бронзу, делали стекло, в сельском хозяйстве применяли плуг и другие металлические орудия. Это был расцвет архитектуры, фортификации, кораблестроения. Греческие галеры плавали по всему Средиземному морю. Соответственно развитие технологий влияло на развитие культуры.

Древние греки впервые в искусстве стали использовать "золотое сечение" (деление в крайнем и среднем отношении.) Его суть заключалось в том, что величина a делится так на части x и a-x, чтобы x было средним геометрическим между a и a-x. Фактически . В соответствии с "золотым сечением" строились храмы, пропорции у скульптуры и т.п. Они одни из первых стали "поверять алгебру гармонией". Но мастера Древней Греции пошли дальше. Они каким-то образом учитывали несовершенство нашего зрения, и меняли пропорции в соответствии с этим несовершенством. Они как бы "приноравливались" к глазу человека. Этого в искусстве никто не делал и не делает до сих пор.

Древняя Греция (как и Древний Рим) - это расцвет искусства скульптуры. Количество скульпторов в Древней Греции превосходило количество художников. Скульптурами изображали богов, сцены из мифов, древних правителей, олимпийских чемпионов, просто знатных и богатых людей. Делались даже колонны в виде скульптур. Искусство древних скульпторов до сих пор является непревзойденным.

Важным этапом в истории искусства остается литература Древней Греции. Сюжеты брались в основном из мифов и деяний полководцев ("Илиада", "Одиссея"). Все литературные произведения писались в стихах. В сюжетах древнегреческих авторов много вымысла и религиозной окраски. Затем по литературным произведениям стали устраивать театральные постановки (Древняя Греция - родина театра.)

В Древней Греции большое внимание уделяли не только духовной, но и физической культуре. Не зря Древняя Греция - родина Олимпийских игр, проводившихся во славу Олимпийских богов. В это время зародилось много современных видов спорта - легкая атлетика, классическая борьба, бокс и т.п.

Таким образом, стиль Древней Греции отличают простота, пропорциональность и сдержанность.

В более поздние времена в Древней Греции создавались научные школы и школы искусств, строились библиотеки. Все достижения греков вобрали в себя их наследники - древние римляне.

D.3.1.3. Стиль Древнего Рима.

Стиль Древнего Рима продолжил традиции Древней Греции, но он стал менее аскетичным, более роскошным и помпезным.

Древние Римляне научились делать бетон. Благодаря этому они могли строить арки и своды. Это подтолкнуло их к освоению новых архитектурных форм. До наших дней дошли лучшие инженерные творения тех лет: Колизей и Пантеон.

Дальнейшее развитие получила скульптура. Теперь объектами ваятелей в основном становились не боги и мифические персонажи, а полководцы, консулы, сенаторы и императоры. Скульпторы научились в своих работах передавать характер своих героев. Своего пика скульптура достигла во время расцвета Римской империи.

Наряду со скульптурой начала развиваться живопись. Фресками (т.е. картинами на штукатурке) были расписаны не только храмы, но и дома зажиточных горожан.

В Риме продолжали проводиться Олимпийские игры. Наряду с физическими упражнениями в Риме следили за гигиеной тела: в каждом городе находились римские бани (или термы), куда приходили не только мыться, но и просто отдыхать, слушать музыку приятно проводить время.

Однако в Древнем Риме проявились и отрицательные стороны цивилизации. В то время, когда в большинстве провинций люди находились под гнетом и произволом властей, сами "власти" в Риме бездельничали, развратничали, занимались чревоугодием. В моду вошло развлечение - гладиаторские бои. Это были бессмысленные и жестокие бои рабов-гладиаторов на потеху публики между собой, со зверями и т.п. Эта жестокость привела к тому, что по всей Римской империи стала распространяться протестная религия - христианство, которая, в конце концов, стала господствующей религией Древнего Рима. Однако борьба с безнравственными властями привела христианство к борьбе с наукой, искусством, техникой Древнего Рима. После падения Рима для Европы наступила эпоха средневекового мракобесия.

D.3.1.4. Стили средних веков в Европе.

D.3.1.4.1. Романский стиль.

Исторически первый в средневековье, романский стиль основан на стиле Древнего Рима. Однако из этого стиля была "выброшена" роскошь, приземленность, "жизненность". Все произведения искусства создавались монахами для религиозных целей.

В архитектуре осталась мощь форм, но была утрачена помпезность Древнего Рима. Дольше всего романский стиль в архитектуре сохранился в России - в соответствии с ним до сих пор строятся православные храмы.

В средние века происходит упадок скульптуры и живописи. И скульптура, и живопись служат целям религии и сильно формализованы. При создании изображения святых запрещалось отступать от канонов, принятых христианской церковью. Поэтому все святые по всей Европе в то время были изображены одинаково.

В литературе - засилье произведений на христианскую тематику, не противоречащих "Священному писанию". Однако в народе слагаются стихи и песни о выдающихся рыцарях, сражающихся с иноземными захватчиками ("Песнь о Роланде").

Олимпийские игры были запрещены христианскими деятелями. Вместо них стали проводиться рыцарские турниры. На этих турнирах рыцари показывали свою удаль, привлекали внимание дам. Однако гигиена тела была на низком уровне, поэтому в средние века Европу часто "посещали" эпидемии страшных заболеваний.

D.3.1.4.2. Готический стиль.

Готика (с XII по XV века) сменила романский стиль. В ней по-прежнему ведущей темой являлась религиозная. Однако и церковь, и мир уже изменились. Начали расти города, которые стали центрами ремесла и торговли. Соответственно не монахи, а "простолюдины" проектировали и строили храмы, расписывали их, делали скульптуры и картины, писали книги.

Готический стиль характеризуется устремленностью вверх, роскошью и вместе с тем внутренней стройностью. Готический собор наполнен светом, проходящим через многочисленные окна с витражами. В готическом соборе обязательно присутствует орган.

Во времена готики вновь возродился театр. Бродячие артисты исполняли на ярмарках истории о подвигах рыцарей, высмеивали человеческие пороки, играли комедии. Но церковь и общество в целом относились к артистам с презрением - их даже не разрешалось хоронить на кладбищах.

Во время этого стиля развивались науки - первые шаги делали химия и биология, математика и физика вновь выделяются в отдельные науки. Вообще это время - предтеча эпохи Возрождения, так сильно изменившей Европу.

D.3.1.4.3. Ренессанс.

Эпоха Ренессанса (XIV - XVI века) заметно изменила умы тогдашней Европы. Она характеризуется антифеодальной и антиклерикальной направленностью. В это время вновь вошло в моду культурное наследие античности, так гонимое в средние века. Отсюда второе название этого стиля - Возрождение. В мировоззрении господствует гуманизм, вера в возможности человека, в его волю и разум.

В архитектуре начался период от строительства храмов к строительству светских сооружений: дворцов, правительственных зданий и т.п. Широко используются арки и колоннады.

В литературе происходит поворот от восхваления рыцарства и служителей культа к их порицанию. Это порицание происходило не с атеистических, а с гуманистических позиций. Высмеивалась алчность и жадность, лицемерие служителей культа, распутство дворянства. В это время творили Рабле, Шекспир, Сервантес.

Эпоха Возрождения также характеризуется расколом в церкви, Великими географическими открытиями (Америки, морского пути в Индию). Все это подтолкнуло к развитию науки и ремесла. Так, в эпоху Возрождения появилось книгопечатание, делавшее книги и, следовательно, образование доступным широким массам. (Правда, первые шрифты "копировали" рукописный текст, а современные шрифты появились в XVII веке.) В это время делают свои открытия Коперник, Галилей.

D.3.1.4.4. Барокко.

Стиль Барокко (буквальный перевод с итальянского - странный, причудливый) - основное направление в искусстве Европы и Америки в конце XVI - середины XVIII века. В это время в большинстве стран сложился феодальный абсолютизм, а церковь была "отодвинута" с политической сцены.

Для барокко свойственна контрастность, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзий, вымысла, к слиянию искусств.

Это время для музыки характеризуется тем, что появляется современный звукоряд. Октава стала разбиваться не на 25 полутонов (при сохранении основных семи тонов), как было со времен Древней Греции, а на 12. Каждый из полутонов отстоял от соседнего на . Это, конечно, ухудшило звуковые свойства лада, но улучшило "переносимость" музыки между различными инструментами и тональностями. Теперь инструменты настраивались раз и навсегда, и их не приходилось перенастраивать при смене тональности. В музыке характерными чертами становятся пышность, аффективность, стремление к синтезу жанров.

Тем не менее, за контрастом и причудливостью форм искусство барокко в основном реалистичное, пропорциональное, не искажающее формы и размеры предметов.

D.3.1.5. Стили нового времени.

D.3.1.5.1. Классицизм периода Просвещения и Империи.

Классицизм ("классический" – буквальный перевод с латинского - "образцовый") является стилем в искусстве и литературе с середины XVII - по середину XIX веков. Классицизм рассматривал античное наследие как норму и образец для подражания. В отличие от Ренессанса, классицизм основывался не на идеях гуманизма (веры в человека), а на идеях рационализма (веры в разумное начало). Рационализм утверждал разумную закономерность мира, прекрасную облагороженную природу, возвышенные героические и нравственные идеалы. Это все переносилось на искусство. Для классицизма характерны строго организованные, логические, ясные, гармоничные образы. В театральных постановках классицизм требовал триединства: единства места, времени и действия.

Вместе с тем в классицизме присутствовали элементы утопизма, идеализации и отвлеченности. Последним шагом в развитии классицизма стал стиль ампир (буквально - империя), господствующий в период правления Наполеона I. В этой стадии классицизм опирался на художественное наследие императорского Рима, воплощал идеи государственного могущества и воинской силы. Позже классицизм перешел в стадию кризиса, и стал чисто академическим (в смысле - безжизненным) стилем.

D.3.1.5.2. Эклектика, романтизм, реализм.

С начала XIX века до начала XX века в архитектуре и искусстве господствует эклектизм (эклектика). Он отличается соединением разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т.п., для "украшения" или усиления идей автора. Иногда для этой цели использовался и истинный стиль, от романского до классицизма, без внесения в него чужеродных элементов. Так, например, здание Английского парламента построена в "псевдоготическом" стиле. Приставка "псевдо-" означает, что хотя здание снаружи оформлено в готическом стиле, оно служило целям жителей XIX века и потому внутри было совершенно другим.

В литературе в это время был популярен романтизм. В нем выразилось разочарование в рационализме эпохи Просвещения, устремление к безграничной свободе, жажда совершенства и обновления, личной и гражданской независимости. Романтизм утверждает самоценность личности, одухотворяет природу, идеализирует прошлое. В романтизме отражена героика протеста, постоянно присутствуют мотивы "мировой скорби" и "мирового зла". Герои романтиков всегда противостоят злу. Авторы пытаются раскрыть субъективный и эмоциональный мир своих персонажей, поэтому помещают героев в такие ситуации, где этот внутренний мир проявляется с наибольшим надрывом. В музыке романтизм рождает теребящие душу произведения (Р. Вагнер, Г. Берлиоз).

Реализм пришел на смену романтизму. Унаследовав от романтизма протестность и неудовлетворенность жизнью, авторы-реалисты, однако, ставили совсем обычных (типичных) героев в типичные обстоятельства. Индивидуальность каждого персонажа раскрывалась не в каких-то специально подобранных для этого сценах, а в обычном течении жизни. У всех героев нравственность и субъективный мир "проверяется жизнью", как это бывает в реальности. Реализм XIX века показывал бездуховность общества того времени, поэтому позже он получил название "критического реализма".

D.3.1.5.3. Модерн.

Модерн (в переводе с французского - новейший, современный) пришел на смену эклектизму художественной культуры XIX века. Модернисты выступали против слепого следования какому-либо стилю (или стилям) в ущерб функциональности. Авторы-модернисты выступали против каких-либо украшений, не несущих смысловой нагрузки, все произведения делали со строго индивидуально подобранным орнаментальным ритмом. Строго говоря, единого "модернистского стиля", как это понимается для готики, барокко, классицизма, не существует. Модерн только утверждает: "То красиво, что функционально и полезно". Поэтому в него входит и символизм, и футуризм в литературе, импрессионизм, конструктивизм и абстрактное искусство в живописи. Модернисты провели множество экспериментов в искусстве, начиная с музыки (джаз) и живописи и кончая градостроительством. Именно модерн составляет основной пласт искусства XX века.

D.3.2. Постмодерн.

D.3.2.1. Отличительные черты постмодернизма

D.3.2.2. "Конверсия" произведения в постмодерн

Постмодернизм как совокупность стилей возник в конце 40-х годов XX века и, по мнению автора этой книги, он будет господствовать в умах людей, по крайней мере, до середины XXI века.

Предтечами этого стиля были:

  1. Ницше с его теорией сверхчеловека.
  2. Фрейд с учением о бессознательном и подсознании.
  3. Троцкий с теорией "перманентной" революции.
  4. Геббельс, организовавший идеологическую машину фашистской Германии.

Объективными причинами возникновения этого стиля явились бессмысленная бойня двух мировых войн XX века и раскол мира на капиталистический и социалистический блоки.

Эти факторы привели к тому, что в умах интеллигенции поселилось недоверие к нравственным и рациональным началам поведения человека в XX веке. Как следствие, в постмодернизме отразились черты иррационализма ("сверхчувственной", "внеразумной" природы человека), индетерминизма (отрыва причины от следствия), превосходства субъективного мира над объективным.

Как и модерн, постмодернизм в своем развитии разбивается на множество течений и направлений. Под его определение попадают рок-музыка, диско и техно, театр абсурда и сюрреализм. Но все эти направления роднит общее, о чем будет сказано в следующем разделе.

Заметь, читатель! Данная работа также сделана в постмодернистском стиле.

D.3.2.1. Отличительные черты постмодернизма.

Любое постмодернистское произведение имеет следующие особенности:

1. Проекция субъективного мира автора на окружающую действительность. Причем эта проекция невербально признается истинной в последней инстанции. Примером может служить полемика ведущих передач телеканалов ОРТ и НТВ на протяжении 1999 - 2000 годов. Обе стороны использовали в своих выступлениях непроверенные факты, слухи и домыслы, которые признавались не совсем достоверными на словах (вербально). На деле же эти домыслы утверждались открыто, эмоционально, с утвердительной интонацией и жестикуляцией. Эта невербальная информация доходила до зрителя и дезориентировала его. Например, автор в это время "наслаждался" по телевизору этим театром абсурда.

2. Нарушение пропорций. Авторы-постмодернисты для созданий акцентов укрупняют, "выпячивают" одни факты, подтверждающие их мысли, оставляя в тени или замалчивая другие факты.

Например, Александр Невзоров в 1992 году, желая показать беспомощность и лицемерие (как ему казалось) Анатолия Собчака, две своих программы "600 секунд" посвятил поискам двух подростков, заживо погребенных в катакомбах после обвала. При этом Невзоров ставил в вину Собчаку то, что он организовывал приезд в Санкт-Петербург королевы Англии, а не находился вместе со спасателями в катакомбах (в которых от него было бы мало пользы.)

3. Замаскированная ложь как художественный прием. Этот прием использовал Сергей Доренко, когда в 1999 году сделал несколько репортажей о Евгении Примакове перед его выборами в Государственную Думу. Доренко приводил высказывания выбранных им экспертов, которые говорили: а) не то, б) не совсем то, в) совсем не то, что было на самом деле. Цель этих репортажей - показать, что Примаков такой же политик, как и все, и также "запятнан" властью. Результатом этих и еще некоторых других причин рейтинг Примакова как политика за 1 месяц упал в 10 раз, и он и его движение из фаворитов превратились в догоняющих.

4. Уход от реальности. В постмодернистском произведении более важно, что автор думает по поводу какого-либо факта, чем то, как это выглядит на самом деле.

5. В произведениях допускаются алогизмы, софизмы, непоследовательность действия, сюжета, фабулы, поступков персонажей и т.п. Автор-постмодернист может сделать из серийного маньяка-убийцы жертву политических репрессий.

6. Все произведения в стиле постмодернизма изобилуют второстепенными деталями и фоном, "заглушающих" логическую последовательность, но усиливающие мысли автора.

7. Как правило, все произведения в этом стиле "надрывные", сильно эмоциональные.

... Одной из причин, по которой рухнул советский строй в России, автор считает (и не только он один), безоружность многих наших идеологов перед натиском постмодернистской культуры, надвигавшейся на нас с Запада. Нельзя не отметить тот факт, что именно на пропаганду ставил в 1961 году тогдашний шеф ЦРУ Ален Даллес в противостоянии Америки и СССР. И он оказался прав. Однако, по мнению автора, постмодернистская пропаганда разрушила нравственные устои и в самой Америке. (Автор исходит из данных о росте преступности в США за последние годы.)

Вместе с тем постмодернистская культура учит человека достигать поставленные им цели любыми возможными (и даже не всегда очевидными) путями, пренебрегая и таким образом преодолевая возникающие перед ним объективные трудности. Постмодернизм отводит важное место мотивации человека на заданные им цели, использует самовнушение и нейролингвистическое программирование для фиксации цели и борьбе со страхами и негативным мышлением. Таким образом, человек как бы "нацеливается" на успех. Примером удачных применений этих правил в жизни можно привести успехи в бизнесе организатора фирмы Microsoft Била Гейтса и медиамагната Теда Тернера.

D.3.2.2. “Конверсия” произведения в постмодерн.

Для написания либо переделки в Постмодерн произведения необходимо:

1. Эмоционально прочувствовать произведение.

2. Расставить в нем эмоциональные акценты.

3. Гипертрофировать те участки, на которых Вы расставили акценты. Гипертрофирование может осуществляться, например, большим вниманием или длительностью описания этих частей.

4. Дополните произведение деталями. При этом особенно не старайтесь сохранять логическую стройность - достаточно просто правдоподобия. Необходимо соблюдать целостность.

5. Если все эти приемы не помогли, и произведение обладает малой внушающей силой, используйте дополнительные художественные приемы, искажающие реальность. Как бы это не было неприятно автору, но, скрепя сердце, как и Макиавелли, он советует применять следующие художественные приемы:

  1. Недомолвки, укрытие второстепенных фактов, не подтверждающих мысли автора.
  2. Введение в произведение вымышленных персонажей, выражающих мысли за автора (такой прием часто использовал Платон для доказательства своих мыслей - постмодернисты здесь не первые).
  3. Замалчивание возможных трудностей, перенося их из разряда объективных (внешний мир) в субъективные (т.е. присущие человеку или группе людей.)
  4. Искажение фактов. При этом с моральной точки зрения, автор обязан предупредить об этом читателя.
  5. Экстраполяция ситуации на будущее время. Как и любая экстраполяция (по законам математики), историческая экстраполяция (предсказание будущего) по определению не точна. Однако она позволяет заострить внимание читателя на проблемы, которые могут возникнуть вследствие действия негативных явлений, о которых говорит автор.

Однако автор выступает против "экстраполяции", основанных на словах "как было бы, если не было ..." Поэтому у него вызывает полное неприятие следующие произведения Станислава Говорухина - "Россия, которую мы потеряли" и, частично, "Так жить нельзя!".

Однако при любом искажении реальности автор советует все-таки оставляйте пути для отступления, если несоответствие фактов будет замечено.

6. Больше внимание уделяйте субъективному миру персонажей, их поступкам, переживаниям, мотивам, отражению ими окружающей действительности, вместо натуралистического описания самой действительности (которую автор все равно не сможет охватить целиком.)

7. Помните: произведение должно побуждать, а не доказывать - это веление времени.

Знайте: постмодернистское произведение в сочетании с нейролингвистическим программированием обладает огромной силой воздействия на ум человека!

К предыдущей странице   К содержанию   К следующей странице...

 

Гостевая книга Обсуждение работы в блоге. Отправить E-mail Автору проекта.

В настоящее время проект закрыт (в версии 0.3.0 alpha) Автор приносит извинения за прекрашение разработки.

Hosted by uCoz