Содержание любой новеллы можно расчленить на три составные части: сюжет, композицию и образы . Сюжет является "ходом повествования о событиях, способ развертывания темы и изложения фабулы." [СЭС//М.:"Советская энциклопедия", -- 1979 г. -- 1600 с.: ил. -- стр. 1307]. Как правило, сюжет произведения -- результат творчества автора , некоторой его 1идеи, которая и подвигла его заняться этим нелегким трудом. Однако, возникнув в голове автора в минуту озарения, сюжет потом записывается на бумагу, после чего наступает период сопоставления сюжета с темой (в частном случае -- с целью и миссией) и фабулой произведения. Фабула включает в себя 6 частей: введение (экспозиция), завязка развитие действия, его кульминация, развязка и окончание. Подробнее о фабуле говорится в разделе A.2.1.
Композиция [см. там же, стр. 622] -- это "важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной литературе компонентом (единицей композиции) считают "отрезок" произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т.д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое. Взаиморасположение и взаимодействие этих "отрезков" образует композиционное единство произведения..." От себя автор заметит, что композицию заранее (до составления сюжетного плана) трудно спланировать -- композиционное единство возникает на этапе сортировки собранного материала непосредственно перед написанием текста. Короче говоря: "нет материала -- нет и композиции."
В СЭС [там же, стр. 920] образ трактуется как "способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующийся неразрывным единством чувственных и смысловых моментов". Любой герой в новелле несет с собой неразрывно связанный с ним образ . Мы переживаем за героя, сочувствуем или порицаем его, обсуждаем его поступки, мысли -- в действительности же мы всем этим обращаемся не к герою, которого не было на самом деле и который выдуман автором, а к его образу . Впоследствии удачный образ становится как бы живым, на него ссылаются в жизни (например, образ Манилова у Гоголя, Обломова у Гончарова, Рахметова у Чернышевского и т.д.) Но, чтобы создать образ, автор должен как бы "слиться" с ним в произведении, вложить в образ свою душу, но одновременно не отождествлять себя с образом (а не то могут возникнуть проблемы с психическим здоровьем).