A.2. Создание фабулы.

Как художественное произведение (и не только художественное -- см. ниже) начинается с содержания, так и содержание новеллы начинается с фабулы. Фабула это сюжетная нить, на которую "нанизывается" содержание. Как не раз уже отмечалось, фабула состоит из введения, завязки, развития действия, кульминации, развязки и окончания. Все события, описываемые в новелле, тем или иным способом укладываются в фабулу. Приведем некоторые правила, по которым строится фабула произведения, и проиллюстрируем их на примере детектива.

  1. Введение (Экспозиция). На этом этапе автор знакомит читателя с персонажами и сценой действия. Оно носит описательный характер, является "второстепенной" частью новеллы и поэтому должна быть краткой .
  2. Завязка. В этой части описывается конфликт между персонажами, описываемый далее в новелле, или дается сцена, задающая начало череде событий произведения (например, заключение договора о начале экспедиции в книге "Копии царя Соломона" Хаггарда, начало расследования любого действия в детективе и т.п.) Эта часть должна быть описана как можно подробнее, поскольку все остальное действие будет опираться на завязку . Именно в завязке определяются главные герои повествования и их образы.
  3. Развитие действий. Вслед за завязкой начинается развитие действия: происходит цепь событий, взаимосвязанных друг с другом. Именно в развитии происходят все действия с персонажами. Эта стадия может быть короткой и продолжительной -- все зависит от воображения автора. Но важно одно правило: все события в развитии должны быть динамичными и/или драматичными. Читатель просто "не оценит" и не будет читать вялотекущее развитие, плавно или скачкообразно перетекающее в кульминацию и развязку. На этапе развития автор должен привлечь и удержать внимание читателя на действии, не рассеивать внимание отступлением от главной нити сюжета, Развитие может идти не одной, а несколькими нитями, по количеству участвующих в новелле персонажей.
  4. Кульминация. В этой точке конфликт предстает самой драматической его части, страсти накалены до предела. Все персонажи собираются в одно время и в одном месте. Внимание читателя находится на пике активности . Главное в этот момент -- "не перегнуть палку", чтобы не потерять правдоподобия в этой сцене. В детективах на кульминацию обычно происходит второе убийство, в фантастике -- встреча с внеземным разумом, и т.д. Излишне же драматизируемая кульминация (типа убийства, совершенное инопланетянином) может испортить все впечатление от произведения. После кульминации наступает развязка.
  5. Развязка. После кульминации наступает развязка сюжета. В развязке показывается. как разрешается конфликт между персонажами, описывается достижение целей и т.д. Развязка -- важный этап новеллы, в которой раскрывается цель и миссия произведения. Поэтому опускать ее не стоит.
  6. Окончание. Это необязательный элемент новеллы, носящий чисто описательный характер. В ней рассказывается о дальнейшей судьбе героев, описываются события, наступившие непосредственно после развязки. Знаменитый Happy End (счастливый конец) во многих американских фильмах наступает только благодаря "додумывания" окончания.

 

Назад...   К оглавлению раздела   Далее...

Hosted by uCoz