A.2.1. Пример фабулы.

Рассмотрим фабулу детектива Агаты Кристи "Восточный экспресс". Произведение начинается с введения (экспозиции). В ней неторопливо рассказывается возвращение Элькюля Пуаро из поездки по Ближнему Востоку. Кончается экспозиция тем, что Пуаро нужно срочно следовать в Англию, и он решает ехать на поезде "Восточный Экспресс".

В завязке Пуаро встречается с основными персонажами произведения. Уже здесь чувствуется конфликт между человеком из криминального мира и всеми остальными пассажирами поезда. Непосредственно сразу после знакомства гангстер предложил Пуаро работу -- охранять его, от которой он, впрочем, отказался. Этот оборот уже как-то заинтриговал читателя. Кончается завязка тем, что гангстера убивают при невыясненных обстоятельствах.

В развитии отражено расследование Пуаро этого убийства. Помимо обычного для детектива развития сюжета, в развитии рассказывается трагичная история одной семьи, члены которой погибли по вине этого гангстера. Кульминацией новеллы является допрос матери погибшего члена семьи. Это исповедь матери, поведавшей миру о несчастной судьбе этой семьи, о горе и смерти, которые принес убитый гангстер в счастливую семью молодых людей. Заметим, что в развитии автор уходит от вопросов, поднятых в завязке, и сюжет как бы разбивается на две нити -- расследование убийства гангстера и история гибели семьи.

В развязке решаются все вопросы, и две сюжетные линии вновь объединяются. За завтраком Пуаро рассказывает о гибели гангстера и раскрывает страшную тайну пассажиров поезда -- родственников погибшей семейной пары, решившими таким жестоким способом воздать смерть за смерть. Развязка ставит все точки над i, и, по закону, всех пассажиров нужно арестовывать. Но, поскольку смерть этого гангстера с точки зрения большинства людей оправдана, власти и Пуаро придумывают свою версию убийства, которая снимает подозрение с пассажиров. В этом, собственно, и состоит окончание.

Приведенный пример показывает, как довольно простой сюжет удачно наложился на фабулу детектива, что создало притягивающее внимание произведение. Конечно же, кроме сюжета была хорошо спланирована композиция произведения, но об этом -- в другом разделе. Вообще для большинства детективов характерна "чистая" форма новеллы, когда сюжет является динамичным, фабула произведения очерчена и заметна сразу, в произведении отсутствуют излишние описания, а позиция автора выражается не от себя или от имени героев, а через образы, в качестве проявления которых используются поступки персонажей.

Другим примером "новеллы" являются народные сказки. Их роднит с новеллой то, что у них также просматриваются фабула, содержится минимум описаний, резко выражены образы персонажей, а сюжет прост и предсказуем. Это отличает народные сказки от сказок известных писателей (А.С. Пушкин, Г.Х. Андерсен и др.) Сюжет народных сказок прост и строится по следующему принципу. Экспозиция очень коротка -- в ней только перечисляются основные персонажи. Завязка тоже проста -- главный герой находит какую-либо волшебную вещицу, встречается с будущей супругой, отправляется на поиски счастья. Сразу вмешиваются внешние злые силы, препятствующие главному герою в поисках. Кульминация -- герою становится известна тайна этих злых сил, и в развязке он побеждает эти злые силы, и находит свое счастье.

Конечно же, есть сказки, не укладывающиеся в эту схему ("Колобок", "Про курочку Рябу"). Но сюжет большинства сказок развивается по этой схеме. Национальный же характер сказок проявляется лишь в образах героев и злых сил.

 

Назад...   К оглавлению раздела   Далее...

Hosted by uCoz