Характеристика -- способ описания в новелле персонажа, события и т.д. Характеристика напрямую выражает чью-либо точку зрения. В общем-то характеристику легче всего придумать -- ведь на этапе создания фабулы у автора уже сложилось отношение к персонажам. Однако характеристиками увлекаться не следует -- этот компонент носит описательный характер, и поэтому он больше востребован в очерках.
Монолог -- способ выражения мыслей и чувств автора или персонажа. Монолог может быть авторским (характерен для очерков) и монологом персонажей. Монолог дает не только характеристику персонажей, но и раскрывает их чувства, отношение к себе, к другим персонажам, к описываемым событиям и т.п. Образы героев произведения проще всего выявить в их монологах. Однако монологи не предполагают во время своего прочтения никакого действия, что замедляет динамику сюжета, и читатель теряет сюжетную нить. Поэтому следует избегать следующих подряд монологов.
В качестве примера можно привести произведения Виктора Пелевина. В его произведениях много монологов и характеристик, однако они умело "разбавлены" диалогами и описаниями действий персонажей, что делает все его произведения достаточно динамичными.
Диалог -- способ выражения мыслей в произведении через разговор двух или более персонажей. Диалоги всегда придают динамичность действию. Также, как и в монологах, в диалогах персонажей раскрываются их характеры, мировосприятие. Опосредственно через диалоги выражается и авторское отношение к тому или иному персонажу. Однако даже диалогами злоупотреблять нельзя, поскольку внимание читателя сосредотачивается на диалоге и отвлекается от сюжетной линии.