A.3.1.2. Точка зрения.
Происходящие события, описываемые в новелле, хотя и выражают образ мыслей автора, все же отражают точку зрения на происходящее со стороны персонажей. Чем более талантлив автор, тем больше различных точек зрения высказывают персонажи его новеллы.
Как правило, способ изображения использует только одну точку зрения, за исключения диалога, где "сталкиваются лбами" несколько точек зрения. Поэтому приведем классификацию точек зрения в новелле.
- Точка зрения автора. Это самая ожидаемая точка зрения. Читатель, естественно, предполагает, что именно автор дает оценку событиям и действиям героев новеллы. Однако талантливый автор не станет "напрямую" приводить свою точку зрения. Как правило, автор смотрит на события "с колокольни" своих персонажей. Вследствие этого повышается роль персонажей новеллы.
- Точка зрения рассказчика. Часто автор описывает события не от себя лично, а от имени какого-либо вымышленного героя. (Автор может вести рассказ от первого либо третьего лица, но при этом все равно отражать точку зрения рассказчика. Полярные примеры: "Приключения Гекельбери Фина" Марка Твена и "Generation "П" Виктора Пелевина.)
При описании с точки зрения рассказчика автор должен проявить качества "перевоплощения в другую личность", необходимую любому творческому человеку. Он должен как бы "погрузиться" в его окружение, прочувствовать за него дружбу и ненависть, представить его дом, орудия его труда, его речь и т.п. Важно только, чтобы автор не слился со своим рассказчиком (это черевато шизофренией и другими психическими расстройствами).
- Точка зрения персонажа. Предполагается, что любой персонаж новеллы, как личность, имеет свою точку зрения. Следовательно, автор должен продумать, какой точки зрения придерживается тот или иной персонаж, чтобы она адекватно отражала его социальное положение, время описания событий в новелле и т.п. Однако, в отличие от рассказчиков и главных героев, за второстепенных персонажей автор не должен "пережить свою жизнь" и может ограничится их описанием в рамках условностей, принятых в обществе по отношению к этим персонажам.
Заметим, однако, что главные герои новеллы должны быть максимально реалистичными, и в описании их характеров и точек зрения недопустимы никакие "штампы" и стереотипы.
Назад... К оглавлению раздела Далее...